Инновационный проект

Разработка технологий совершенствования спортивных способностей

и повышения профессиональной компетентности

будущих специалистов физической культуры и спорта

в условиях развивающей образовательной среды

училища олимпийского резерва

Научный руководитель                                             Микуло Екатерина Владимировна, доцент кафедры социально-гуманитарных и психологических основ физической культуры Института повышения квалификации и переподготовки кадров Белорусского государственного университета физической культуры

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Цель проекта:разработать технологиисовершенствования спортивных способностей учащихся и повышения профессиональной компетентности будущихспециалистов физической культуры и спортав условиях развивающей образовательной средыучилища олимпийского резерва

Задачи:

1. Создать творческие группы для реализации цели и определить перечень социально значимых проектоввоспитательного,педагогического,медицинского,психологического,социального,информационно-аналитического,организационно-управленческогокомпонента образовательной среды.

2. На основеанализа данных медицинского мониторинга, педагогическогомониторинга и  психодиагностики разработать программы обеспечения РОС УОР (по структурным компонентам) в соответствии с целью проекта.

3. Провести анализ эффективностиРОС УОРпо следующим технологическим блокам:целевой, диагностический, содержательный, организационный,операциональный.

4. Определить и обеспечить социально-экономические и психолого-педагогические условия проявления субъектности как качества личности, способствующего развитию профессиональных способностей (проявляется как повышение самостоятельности, инициативности, ответственности, и рефлексивности), активности органов само- и соуправления, кооперации и сотворчества всех субъектов РОС УОР.

5. Определить и обеспечить социально-экономические и психолого-педагогические условия формирования готовности выпускника к профессиональной самореализации в спорте высших достижений и сфере физической культуры и спорта, готовности к жизненному самоопределению и непрерывному профессиональному совершенствованию.

6. Провести анализ инновационной деятельности согласно задачам социально-экономического и психолого-педагогического обеспечения РОС УОР по следующим структурным компонентам: воспитательный, педагогический учебно-спортивный, педагогический общеобразовательный, медицинский, психологический, социальный, информационно-аналитический, организационно-управленческий.

7. Представить итоговый отчет экспериментальной деятельности и подготовить к печати практическое пособие по динамике эффективности разработанных технологий совершенствования спортивных способностей и программ повышения профессиональной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта  в условиях РОС УОР.

ОПИСАНИЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ И РАЗРАБОТОК, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ СОЗДАН ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Модель развивающей образовательной среды УОР разработана на теоретических основах субъектно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, А.В. Брушлинский и др.), исследований спортивной деятельности и развития профессионально значимых качеств личности (П.Ф. Лесгафт, А.Ц. Пуни, В.Л. Марищук, К.К. Платонов, В. К. Бальсевич, Н. Н. Визитей, Л.Н. Лубышева, А.А. Гужаловский, В.Н. Кряж, В. С. Макеева, И. В. Манжелей), а также на положениях о ключевых и предметных компетенциях (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской  и др.),идеяхО.С. Поповой оличностно-профессиональном развитии.

Методологической основой моделиразвивающей образовательной средыи технологии ее применения в учебно-воспитательном процессе училища олимпийского резерваявляются положения о профессионально значимых качествах личности В.Л. Марищука, взгляды Я.Л. Коломинского об этапах освоения профессиональной психологической культуры, психологической культурологии и о содержательности дидактического аспекта педагогического общения, идеи Л.В. Марищук о воспитывающем и развивающем обучении и использовании в спортивной подготовке психодидактических технологий. А именно: психодидактические методики и технологии, разработанные под руководством Л. В. Марищук: «Технология целенаправленного формирования волевых и физических качеств» (С.А.Гайдук, 2005); «Технология идеомоторного тренинга» (АлирезаБахрами, 2007); «Технология активизации мнемической деятельности» студентов физкультурного вуза, в том числе развития мышечной памяти» (С.Г. Ивашко, 2011); «Технология формирования навыка выполнения штрафного броска в баскетболе» (А.А. Быкова, 2012); «Технология формирования соревновательной надежности» (В.М. Заика, 2014), «Программа развития сенсомоторных функций и специализированных восприятий спортсменов на этапах становления спортивного мастерства» (Е.В. Микуло, 2014); «Методики развития спортивно важных качеств личности спортсменов (начальный этап спортивной подготовки, этап спортивной специализации и спортивного совершенствования)» (Е.В. Микуло, 2016) и др.

Методики развития спортивно важных качеств (СВК) личности спортсменов (начальный этап спортивной подготовки, этап спортивной специализации и спортивного совершенствования) рассматриваются как средство психологического обеспечения спортивной деятельности и содержат совокупность приемов и методов, направленных на развитие СВК личности, совершенствование и оптимизацию систем регулирования психофизиологического состояния и поведения спортсмена с учетом актуальных спортивных задач. Условием реализации указанных методик является организация системной психологической подготовки в специализированных учебно-спортивных учреждениях, создание развивающей образовательной среды в учебной и спортивной деятельности спортсменов на этапах становления спортивного мастерства, способствующей целенаправленному и своевременному развитию, совершенствованию и корригированию качеств личности.

Паспорт методик развития спортивно важных качеств личности спортсменов на этапах становления спортивного мастерства и методическое руководство к их использованию представлены в пособии «Методики развития спортивно важных качеств личности спортсменов (начальный этап спортивной подготовки, этап спортивной специализации и спортивного совершенствования)», научные рецензенты пособия – доктор психологических наук, профессор Ю.А. Коломейцев; доктор психологических наук, доцент  О.С. Попова; кандидат педагогических наук Н.К. Волков(Методики развития спортивно важных качеств личности спортсменов: практ. пособие / Е.В. Микуло, Л.В. Марищук, Я.Л. Коломинский. – Минск:РУМЦ, 2016. – 134 с.)

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

«Разработка технологий совершенствования спортивных способностей и повышения профессиональной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта в условиях развивающей образовательной среды училища олимпийского резерва» в 2021-2024 учебном году

1 этап – 1 сентября 2021 – 31 декабря 2021 (прогностико-проектиро-вочный)

2 этап  – 1 января 2022 – 30 июня 2023(практический)

3 этап  – 1 июля 2023  – 30 июня 2024(обобщающий)

Участники инновационного проекта

Учреждение образования Специальность, направление специальности специализация
«Плещеницкая государственная областная средняя школа-училище олимпийского резерва»(УО «ПГОСШ-УОР»)Директор — Попович Ярослав Иванович
(01774) 22-4-38
г.п. Плещеницы, ул. Ленина, 3e-mail: mail@pgouor.byИнтернет-сайт:http://pgouor.ucoz.ru
Отделения: биатлон, лыжные гонки, борьба вольная, легкая атлетикаспециальность:2-88 02 01 «Спортивно – педагогическая деятельность» (по видам спорта)квалификация:тренер по виду спорта
Филиал УО «Плещеницкая государственная областная средняя школа-училище олимпийского резерва»(филиал УО «ПГОСШ-УОР»)Заведующий филиалом  — Фесун Михаил Иванович
тел. 8-15-05,факс (01777) 8-15-05г. Борисов, ул. Коминтерна, 53
e-mail: olimpik_borisov@tut.byИнтернет-сайт: www.bgouor.schools.by 
Отделения:борьба греко-римская, бокс,гребля на байдарках и каноэ,лыжные гонки, тяжёлая атлетикаспециальность:2-88 02 01 «Спортивно – педагогическая деятельность» (по видам спорта)квалификация:тренер-преподаватель по спорта;
«Минская государственная областная средняя школа-училище олимпийского резерва»(УО «МГОСШ-УОР»)Директор –Казак Елена Алексеевна
(017) 374-99-54г. Минск, ул. Героев 120 дивизии, 12
e-mail: mgouor@tut.byИнтернет-сайт:http://mgouor.by 
отделение плавания;отделение современного пятиборья;отделение фехтования;отделение лёгкой атлетики;отделение борьбы греко-римской;отделение бокса;отделение дзюдо;отделение триатлона;отделение гребли на байдарках и каноэ;отделение таэквондо;отделение борьбы вольной;отделение тяжелой атлетики;отделение велосипедного спорта;специальность:2-88 02 01 «Спортивно – педагогическая деятельность»квалификация:тренер по виду спорта
поделиться в:

Интернет-ресурсы: