ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2021 – 2025 годы

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Совета Министров

Республики Беларусь

29.01.2021   № 54

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

”Физическая культура и спорт“ на 2021 – 2025 годы

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственная программа подготовлена с учетом современных мировых тенденций в сфере физической культуры и спорта на основе комплексного анализа современного состояния данной сферы в Республике Беларусь и является логическим продолжением Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 2016 г. № 303 (далее – Государственная программа на 2016 – 2020 годы).

В соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575, повышение общего уровня здоровья населения входит в число основных национальных интересов в демографической сфере.

Развитие физической культуры и спорта является одним из важнейших направлений государственной социальной политики, эффективным инструментом оздоровления нации и укрепления международного имиджа Республики Беларусь.

В 2021 – 2025 годах развитие сферы физической культуры и спорта будет осуществляться том числе в рамках Государственной программы.

Государственная программа является основополагающим документом для развития отрасли на пятилетку, подготовленным с учетом приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь.

Реализация Государственной программы позволит закрепить устойчивую и позитивную динамику в сферах оздоровления населения, развития детско-юношеского спорта, физической подготовки военнослужащих, подготовки спортивного резерва, спортсменов высокого класса, в том числе национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта.

Реализация Государственной программы будет способствовать достижению на национальном уровне Целей устойчивого развития, объявленных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, в том числе по обеспечению здорового образа жизни и содействию благополучию для всех в любом возрасте.

Ответственным заказчиком Государственной программы является Министерство спорта и туризма (далее – Минспорт).

Заказчики Государственной программы – Минспорт, Министерство образования, Министерство обороны, республиканское государственно-общественное объединение ”Белорусское физкультурно-спортивное общество ”Динамо“ (далее – БФСО ”Динамо“), республиканское государственно-общественное объединение ”Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь“ (далее – ДОСААФ), облисполкомы, Минский горисполком.

ГЛАВА 2

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Целями Государственной программы являются:

успешное выступление белорусских спортсменов на Олимпийских играх и других крупнейших спортивных соревнованиях;

приобщение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

создание условий для развития детско-юношеского спорта.

Сводные целевые показатели Государственной программы:

спортивный рейтинг Республики Беларусь в неофициальном командном зачете по результатам Олимпийских игр (не ниже 25-го места);

доля лиц, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения;

количество лиц, выполнивших нормативы, предусмотренные Государственным физкультурно-оздоровительным комплексом Республики Беларусь;

количество лиц, занимающихся техническими, авиационными и военно-прикладными видами спорта.

Государственная программа включает подпрограмму 1 ”Спорт высших достижений“ (далее, если не определено иное, – подпрограмма 1) и подпрограмму 2 ”Подготовка спортивного резерва, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа“ (далее, если не определено иное, – подпрограмма 2).

Задача подпрограммы 1 – обеспечение подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта для выступления на главных спортивных мероприятиях года.

Задачами подпрограммы 2 являются:

привлечение различных категорий населения к постоянным занятиям физической культурой и спортом;

обеспечение подготовки спортивного резерва;

разработка научных методов и внедрение результатов научных исследований и разработок в практику спортивной подготовки;

совершенствование спортивной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой инфраструктуры;

патриотическое воспитание молодежи;

привлечение населения к занятиям техническими, авиационными и военно-прикладными видами спорта, формирование инфраструктуры для занятий указанными видами спорта.

Сведения о сводных целевых показателях, характеризующих достижение целей Государственной программы, целевых показателях, характеризующих выполнение задач подпрограмм.

Решение задач подпрограмм Государственной программы обеспечивается выполнением комплекса мероприятий.

ГЛАВА 3

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Финансирование мероприятий Государственной программы предполагается осуществлять за счет республиканского и местных бюджетов с ежегодным уточнением объемов финансирования, а также за счет иных источников (средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятий Государственной программы, и внебюджетные источники). Привлечение иных средств, в том числе кредитов банков, будет осуществляться по мере необходимости для реализации конкретных мероприятий Государственной программы.

Общий объем финансирования Государственной программы  составляет 3 869 572 940,2 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 1 263 847 877,1 рубля (из них средства республиканского бюджета без учета средств на финансирование капитальных вложений – 1 155 075 156,8 рубля (в том числе средства на научно-техническую и инновационную работу – 8 490 198 рублей, средства республиканского централизованного инновационного фонда – 2 862 073 рубля), средства на финансирование капитальных вложений – 108 772 720,3 рубля), средства местных бюджетов – 2 127 946 974 рубля (из них средства местных бюджетов без учета средств на финансирование капитальных вложений – 1 934 091 814 рублей, средства на финансирование капитальных вложений – 193 855 160 рублей), средства централизованного внебюджетного инвестиционного фонда (далее, если не определено иное, – средства инвестиционного фонда) – 1 376 020,1 рубля, собственные средства ДОСААФ – 2 520 000 рублей, иные источники финансирования, не запрещенные законодательством, – 473 882 069 рублей (в том числе средства льготного правительственного кредита КНР – 350 450 000 рублей, собственные средства организаций (средства от приносящей доходы деятельности), инвесторов – 123 432 069 рублей), из них:

в 2021 году – 728 983 071,4 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 258 801 703,4 рубля (из них средства республиканского бюджета без учета средств на финансирование капитальных вложений – 211 459 998 рублей (в том числе средства на научно-техническую и инновационную работу – 2 134 464 рубля, средства республиканского централизованного инновационного фонда – 1 059 636 рублей), средства на финансирование капитальных вложений – 47 341 705,4 рубля), средства местных бюджетов – 447 683 299 рублей (из них средства местных бюджетов без учета средств на финансирование капитальных вложений – 362 781 975 рублей, средства на финансирование капитальных вложений – 84 901 324 рубля), средства инвестиционного фонда – 250 000 рублей, собственные средства ДОСААФ – 504 000 рублей, иные источники финансирования, не запрещенные законодательством, – 21 744 069 рублей (в том числе средства льготного правительственного кредита КНР – 2 100 000 рублей, собственные средства организаций (средства от приносящей доходы деятельности), инвесторов –     19 644 069 рублей);

в 2022 году – 769 856 727,7 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 253 952 350,9 рубля (из них средства республиканского бюджета без учета средств на финансирование капитальных вложений – 221 012 280 рублей (в том числе средства на научно-техническую и инновационную работу – 2 534 825 рублей, средства республиканского централизованного инновационного фонда – 1 006 366 рублей), средства на финансирование капитальных вложений – 32 940 070,9 рубля), средства местных бюджетов – 432 484 126,8 рубля (из них средства местных бюджетов без учета средств на финансирование капитальных вложений – 366 219 526,8 рубля, средства на финансирование капитальных вложений – 66 264 600 рублей), средства инвестиционного фонда – 261 250 рублей, собственные средства ДОСААФ – 504 000 рублей, иные источники финансирования, не запрещенные законодательством, – 82 655 000 рублей (в том числе средства льготного правительственного кредита КНР – 43 150 000 рублей, собственные средства организаций (средства от приносящей доходы деятельности), инвесторов – 39 505 000 рублей);

в 2023 году – 835 252 630,6 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 249 748 825,9 рубля (из них средства республиканского бюджета без учета средств на финансирование капитальных вложений – 230 581 046,2 рубля (в том числе средства на научно-техническую и инновационную работу – 1 838 033 рубля, средства республиканского централизованного инновационного фонда – 690 146 рублей), средства на финансирование капитальных вложений – 19 167 779,7 рубля), средства местных бюджетов – 419 844 492,2 рубля (из них средства местных бюджетов без учета средств на финансирование капитальных вложений – 383 405 256,2 рубля, средства на финансирование капитальных вложений – 36 439 236 рублей), средства инвестиционного фонда – 274 312,5 рубля, собственные средства ДОСААФ – 504 000 рублей, иные источники финансирования, не запрещенные законодательством, – 164 881 000 рублей (в том числе средства льготного правительственного кредита КНР – 129 000 000 рублей, собственные средства организаций (средства от приносящей доходы деятельности), инвесторов – 35 881 000 рублей);

в 2024 году – 795 450 271,9 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 247 470 572,8 рубля (из них средства республиканского бюджета без учета средств на финансирование капитальных вложений – 240 521 596,5 рубля (в том числе средства на научно-техническую и инновационную работу – 1 255 280 рублей, средства республиканского централизованного инновационного фонда – 105 925 рублей), средства на финансирование капитальных вложений – 6 948 976,3 рубля), средства местных бюджетов – 406 910 671 рубль (из них: средства местных бюджетов без учета средств на финансирование капитальных вложений – 401 410 671 рубль, средства на финансирование капитальных вложений – 5 500 000 рублей), средства инвестиционного фонда – 288 028,1 рубля, собственные средства ДОСААФ – 504 000 рублей, иные источники финансирования, не запрещенные законодательством, – 140 277 000 рублей (в том числе средства льготного правительственного кредита КНР – 117 550 000 рублей, собственные средства организаций (средства от приносящей доходы деятельности), инвесторов –            22 727 000 рублей);

в 2025 году – 740 030 238,6 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 253 874 424,1 рубля (из них средства республиканского бюджета без учета средств на финансирование капитальных вложений – 251 500 236,1 рубля (в том числе средства на научно-техническую и инновационную работу – 727 596 рублей), средства на финансирование капитальных вложений – 2 374 188 рублей), средства местных бюджетов – 421 024 385 рублей (из них средства местных бюджетов без учета средств на финансирование капитальных вложений – 420 274 385 рублей, средства на финансирование капитальных вложений – 750 000 рублей), средства инвестиционного фонда – 302 429,5 рубля, собственные средства ДОСААФ – 504 000 рублей, иные источники финансирования, не запрещенные законодательством, – 64 325 000 рублей (в том числе средства льготного правительственного кредита КНР – 58 650 000 рублей, собственные средства организаций (средства от приносящей доходы деятельности), инвесторов – 5 675 000 рублей).

Объем финансирования подпрограммы 1 составляет 663 555 683,4 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 662 179 663,3 рубля, средства инвестиционного фонда – 1 376 020,1 рубля, из них:

в 2021 году – 120 556 082 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 120 306 082 рубля, средства инвестиционного фонда – 250 000 рублей;

в 2022 году – 125 982 426,7 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 125 721 176,7 рубля, средства инвестиционного фонда – 261 250 рублей;

в 2023 году – 132 281 547,8 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 132 007 235,3 рубля, средства инвестиционного фонда – 274 312,5 рубля;

в 2024 году – 138 895 525,3 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 138 607 497,2 рубля, средства инвестиционного фонда – 288 028,1 рубля;

в 2025 году – 145 840 101,6 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 145 537 672,1 рубля, средства инвестиционного фонда – 302 429,5 рубля.

Объем финансирования подпрограммы 2 составляет 3 206 017 256,8 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 601 668 213,8 рубля (из  них средства республиканского бюджета без учета средств на финансирование капитальных вложений – 492 895 493,5 рубля (в том числе средства на научно-техническую и инновационную работу – 8 490 198 рублей, средства республиканского централизованного инновационного фонда – 2 862 073 рубля), средства на финансирование капитальных вложений – 108 772 720,3 рубля), средства местных бюджетов – 2 127 946 974 рубля (из них средства местных бюджетов без учета средств на финансирование капитальных вложений – 1 934 091 814 рублей, средства на финансирование капитальных вложений – 193 855 160 рублей), собственные средства ДОСААФ – 2 520 000 рублей, иные источники финансирования, не запрещенные законодательством, – 473 882 069 рублей (в том числе средства льготного правительственного кредита КНР – 350 450 000   рублей,   собственные   средства   организаций   (средства  от приносящей доходы деятельности), инвесторов – 123 432 069 рублей), из них: в 2021 году – 608 426 989,4 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 138 495 621,4 рубля (из них средства республиканского бюджета без учета средств на финансирование капитальных вложений – 91 153 916 рублей (в том числе средства на научно-техническую и инновационную работу – 2 134 464 рубля, средства республиканского централизованного инновационного фонда – 1 059 636 рублей), средства на финансирование капитальных вложений – 47 341 705,4 рубля), средства местных бюджетов – 447 683 299 рублей (из них средства местных бюджетов без учета средств на финансирование капитальных вложений – 362 781 975 рублей, средства на финансирование капитальных вложений – 84 901 324 рубля), собственные средства ДОСААФ – 504 000 рублей, иные источники финансирования, не запрещенные законодательством, – 21 744 069 рублей (в том числе средства льготного правительственного кредита КНР – 2 100 000 рублей, собственные средства организаций (средства от приносящей доходы деятельности), инвесторов – 19 644 069 рублей);

в 2022 году – 643 874 301 рубль, в том числе средства республиканского бюджета – 128 231 174,2 рубля (из них средства республиканского бюджета без учета средств на финансирование капитальных вложений – 95 291 103,3 рубля (в том числе средства на научно-техническую и инновационную работу – 2 534 825 рублей, средства республиканского централизованного инновационного фонда – 1 006 366 рублей), средства на финансирование капитальных вложений – 32 940 070,9 рубля), средства местных бюджетов – 432 484 126,8 рубля (из них средства местных бюджетов без учета средств на финансирование капитальных вложений – 366 219 526,8 рубля, средства на финансирование капитальных вложений – 66 264 600 рублей), собственные средства ДОСААФ – 504 000 рублей, иные источники финансирования, не запрещенные законодательством, – 82 655 000 рублей (в том числе средства льготного правительственного кредита КНР – 43 150 000 рублей, собственные средства организаций (средства от приносящей доходы деятельности), инвесторов – 39 505 000 рублей);

в 2023 году – 702 971 082,8 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 117 741 590,6 рубля (из них средства республиканского бюджета без учета средств на финансирование капитальных вложений – 98 573 810,9 рубля (в том числе средства на научно-техническую и инновационную работу – 1 838 033 рубля, средства республиканского централизованного инновационного фонда – 690 146 рублей), средства на финансирование капитальных вложений – 19 167 779,7 рубля), средства местных бюджетов – 419 844 492,2 рубля (из них средства местных бюджетов без учета средств на финансирование капитальных вложений – 383 405 256,2 рубля, средства на финансирование капитальных вложений – 36 439 236 рублей), собственные средства ДОСААФ – 504 000 рублей, иные источники финансирования, не запрещенные законодательством, – 164 881 000 рублей (в том числе средства льготного правительственного кредита КНР – 129 000 000 рублей, собственные средства организаций (средства от приносящей доходы деятельности), инвесторов – 35 881 000 рублей);

в 2024 году – 656 554 746,6 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 108 863 075,6 рубля (из них средства республиканского бюджета без учета средств на финансирование капитальных вложений – 101 914 099,3 рубля (в том числе средства на научно-техническую и инновационную работу – 1 255 280 рублей, средства республиканского централизованного инновационного фонда – 105 925 рублей), средства на финансирование капитальных вложений – 6 948 976,3 рубля), средства местных бюджетов – 406 910 671 рубль (из них средства местных бюджетов без учета средств на финансирование капитальных вложений – 401 410 671 рубль, средства на финансирование капитальных вложений – 5 500 000 рублей), собственные средства ДОСААФ – 504 000 рублей, иные источники финансирования, не запрещенные законодательством, – 140 277 000 рублей (в том числе средства льготного правительственного кредита КНР – 117 550 000 рублей, собственные средства организаций (средства от приносящей доходы деятельности), инвесторов – 22 727 000 рублей);

в 2025 году – 594 190 137 рублей, в том числе средства республиканского бюджета – 108 336 752 рубля (из них средства республиканского бюджета без учета средств на финансирование капитальных вложений – 105 962 564 рубля (в том числе средства на научно-техническую и инновационную работу – 727 596 рублей), средства на финансирование капитальных вложений – 2 374 188 рублей), средства местных бюджетов – 421 024 385 рублей (из них средства местных бюджетов без учета средств на финансирование капитальных вложений – 420 274 385 рублей, средства на финансирование капитальных вложений – 750 000 рублей), собственные средства ДОСААФ – 504 000 рублей, иные источники финансирования, не запрещенные законодательством, – 64 325 000 рублей (в том числе средства льготного правительственного кредита КНР – 58 650 000 рублей, собственные средства организаций (средства от приносящей доходы деятельности), инвесторов – 5 675 000 рублей).

Объемы и источники финансирования комплекса мероприятий Государственной программы предусмотрены согласно приложению 3.

Объемы финансирования мероприятий по разработке научных методов и внедрению результатов научных исследований и разработок в практику спортивной подготовки согласно приложению 4, их наименования и сроки выполнения подлежат уточнению по результатам проведения государственной научной и научно-технической экспертиз.

ГЛАВА 4

ОСНОВНЫЕ РИСКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

При выполнении Государственной программы влияние на достижение планируемых значений показателей могут оказать:

социально-экономические риски;

эпидемиологические риски;

правовые риски.

Перспективы развития физической культуры и спорта в предстоящей пятилетке будут зависеть от степени интенсивности экономического развития страны и стратегии решения задач, поставленных перед сферой физической культуры и спорта.

Целевой сценарий развития данной сферы при благоприятных условиях исходит из объемов не менее 100 процентов бюджетного финансирования, запланированного в Государственной программе. Его реализация позволит достичь всех планируемых значений показателей.

Целевой сценарий при неблагоприятных условиях исходит из объемов не менее 80 процентов бюджетного финансирования, запланированного в Государственной программе. Данный сценарий не позволит в полном объеме достигнуть планируемых значений показателей, так как финансирование будет направлено на выполнение приоритетных мероприятий подпрограмм. В таком случае мероприятия Государственной программы будут выполнены на 70 – 80 процентов.

Кроме того, существуют риски, связанные с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. Преодоление данных рисков возможно посредством выполнения масштабных профилактических мероприятий, принятия мер экстренного реагирования, направленных на локализацию эпидемий (пандемий).

При неблагоприятной эпидемиологической ситуации возможны переносы и отмены Олимпийских игр и других крупных международных спортивных соревнований, снижение количества либо невыполнение мероприятий и, как следствие, недостижение планируемых значений показателей Государственной программы, которые зависят от завоевания медалей и присвоения спортивных званий.

Правовые риски связаны с изменением законодательства и длительным периодом формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Государственной программы. Мерой правового регулирования сферы физической культуры и спорта станет внесение в 2021 году изменений в Закон Республики Беларусь ”О физической культуре и спорте“ в целях совершенствования  законодательства в данной сфере с учетом практики применения Закона, а также устранения пробелов и коллизий в нормативном регулировании. На этапе разработки проекта нормативного правового акта о внесении изменений в указанный Закон планируется привлекать заинтересованные стороны для согласования планируемых изменений и проведения мониторинга законодательства.

Для предотвращения воздействия рисков при реализации Государственной программы будут приниматься меры по их минимизации:

комплексное решение задач государственной политики в сфере физической культуры и спорта с участием всех основных субъектов физической культуры и спорта;

поддержка приоритетных видов спорта, утверждаемых постановлением коллегии Минспорта;

модернизация и укрепление материально-технической базы организаций данной сферы;

обеспечение инновационного развития сферы физической культуры и спорта, разработка и внедрение результатов научных исследований и разработок в практику спортивной подготовки, использование современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельности организаций данной сферы;

адаптация мероприятий Государственной программы к изменяющимся социально-экономическим, эпидемиологическим условиям развития сферы физической культуры и спорта;

вариативность подходов к реализации отдельных мероприятий Государственной программы;

направление внебюджетных (собственных) средств организаций сферы физической культуры и спорта на выполнение мероприятий Государственной программы.

Отказ от целевого подхода к развитию физической культуры и спорта и реализации Государственной программы может привести к следующим негативным последствиям:

ограничение влияния государства на развитие физкультурно-оздоровительной работы, подготовку спортивного резерва и спорт высших достижений в Республике Беларусь;

сокращение темпов инновационного развития организаций физической культуры и спорта;

нарушение права граждан Республики Беларусь на занятие физической культурой и спортом.

ГЛАВА 5

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Оценка эффективности реализации Государственной программы проводится ежегодно. Результаты такой оценки включаются в годовой отчет Минспорта о ходе реализации Государственной программы.

При оценке эффективности реализации Государственной программы принимается во внимание степень выполнения мероприятий Государственной программы с учетом регионального аспекта.

Степень выполнения мероприятий Государственной программы будет оцениваться созданной Минспортом межведомственной рабочей группой по формированию и выполнению Государственной программы. Степень выполнения мероприятий рассчитывается путем соотношения фактически достигнутых результатов и запланированных.

Основными источниками получения сведений о выполнении целевых показателей Государственной программы являются:

статистическая отчетность;

финансовая отчетность;

административная информация.

Оценка эффективности реализации Государственной программы осуществляется в шесть этапов.

На первом этапе оценивается степень достижения планового значения целевого показателя Государственной программы, характеризующего выполнение задачи подпрограммы.

 На втором этапе оценивается степень решения задач отдельной подпрограммы.

На третьем этапе оценивается степень достижения целей Государственной программы.На четвертом этапе оценивается средний уровень степени достижения целей Государственной программы и решения задач подпрограмм.

На пятом этапе определяется эффективность реализации отдельной подпрограммы Государственной программы.

На шестом этапе определяется эффективность реализации Государственной программы.Государственная программа может быть признана высокоэффективной при условии, если плановые значения сводного целевого и целевых показателей, установленных по регионам, выполнены всеми регионами.

Оценка эффективности реализации Государственной программы нарастающим итогом осуществляется путем анализа ее выполнения за годы реализации.

Для оценки степени достижения показателей, характеризующих достижение цели Государственной программы в течение отдельного года и имеющих:

абсолютные значения, – суммируются фактические значения показателей по каждому году анализируемого периода, которые сопоставляются с суммой плановых значений за аналогичный период (сводные целевые показатели 1, 3 – 4, целевые показатели 1 – 4, 7 – 9, 11 – 15 согласно приложению 1);

относительные значения, – сопоставляется среднее арифметическое фактических значений показателей по каждому году анализируемого периода со средним арифметическим плановых значений (сводный целевой показатель 2, целевые показатели 5, 6 и 10 согласно приложению 1).

Сводные целевые и целевые показатели могут считаться достигнутыми при условии достижения их плановых значений, установленных по регионам, всеми регионами.

При оценке степени соответствия фактического объема финансирования Государственной программы (подпрограммы) запланированному нарастающим итогом сопоставляются суммарные значения фактического и планового объемов финансирования Государственной программы (подпрограммы) каждого года анализируемого периода.

Эффективность реализации Государственной программы (подпрограммы) признается средней, если значение составляет не менее 0,9.

Эффективность реализации Государственной программы (подпрограммы) признается удовлетворительной, если значение  составляет не менее 0,8.

В остальных случаях эффективность реализации Государственной программы (подпрограммы) признается неудовлетворительной.

ГЛАВА 6

ПОДПРОГРАММА 1 ”СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ“

Для представления нашей страны на международной спортивной арене созданы 47 национальных команд Республики Беларусь по 52 видам спорта и сборные команды Республики Беларусь по 15 видам спорта (всего 64 вида спорта, из них 46 видов спорта, включенных в программу Олимпийских игр).

Ежегодно белорусскими спортсменами на международных спортивных соревнованиях завоевывается около 500 – 600 медалей, Республика Беларусь попадает в число 25 – 30 сильнейших спортивных стран мира.

В летних видах спорта главным стартом пятилетия были ХХXI летние Олимпийские игры 2016 года (г.Рио-де-Жанейро, Бразилия), на которых белорусскими спортсменами завоевано 9 медалей: 1 золотая, 4 серебряные, 4 бронзовые (в 2012 году – 10 медалей).

В 2018 году прошли XXIII зимние Олимпийские игры (г.Пхенчхан, Корея), на которых белорусскими спортсменами завоевано 3 медали: 2 золотые, 1 серебряная.

Главным стартом олимпийского цикла в 2019 году стали II Европейские игры, прошедшие в г.Минске. В условиях высокой конкуренции в абсолютном большинстве видов программы II Европейских игр нашими атлетами завоевано 68 медалей (23 золотые, 16 серебряных и 29 бронзовых), занято 2-е общекомандное место в неофициальном командном зачете после российских спортсменов.

Тем не менее в сфере спорта высших достижений существует ряд проблем, для решения которых необходимо:

стимулирование развития приоритетных видов спорта, создание талантливым белорусским спортсменам и спортивным командам надлежащих условий подготовки;

обеспечение роста организационного и спортивного уровней национальных чемпионатов по видам спорта;

повышение роли федераций (союзов, ассоциаций) по видам спорта и их попечительских советов в динамичном развитии видов спорта.

Развитие спорта высших достижений в 2021 – 2025 годах будет осуществляться в рамках реализации подпрограммы 1, заказчиком которой является Минспорт.

Решение предусмотренной подпрограммой 1 задачи будет осуществляться путем реализации комплекса мероприятий согласно приложению 2.

Выполнение задачи подпрограммы 1 будет оцениваться по следующим целевым показателям:

количество медалей (1-е – 3-е места) на Олимпийских играх, Европейских играх, чемпионатах, кубках, первенствах мира и Европы;

количество спортсменов, выполнивших квалификационные нормы для присвоения званий ”Мастер спорта Республики Беларусь международного класса“ и ”Мастер спорта Республики Беларусь“.

Принятые меры в рамках реализации подпрограммы 1 позволят повысить результативность выступлений белорусских спортсменов на официальных международных спортивных соревнованиях по олимпийским видам спорта и видам спорта, по которым созданы национальные команды Республики Беларусь.

ГЛАВА 7

ПОДПРОГРАММА 2 «ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА, ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ, СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА»

В стране функционирует 23 232 физкультурно-спортивных сооружения, из них 149 стадионов, 8788 спортивных площадок, 4517 спортивных залов, 42 крытых катка с искусственным льдом, 50 спортивных манежей, 334 плавательных бассейна, 678 мини-бассейнов.

На 31 декабря 2020 г. число работников сферы физической культуры и спорта составило 32 668 человек (в 2015 году – 29 190 человек).

Физической культурой и спортом занимается 2,37 млн. человек, или 24,8 процента от общей численности населения Республики Беларусь (в 2015 году – 20,2 процента).

В настоящее время подготовку спортивного резерва для национальных команд Республики Беларусь по видам спорта осуществляют 465 организаций физической культуры и спорта: 11 средних школ – училищ олимпийского резерва и 454 специализированных учебно-спортивных учреждения, в том числе 19 центров олимпийской подготовки, 40 центров олимпийского резерва, 221 специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва и 174 детско-юношеские спортивные школы, в которых под руководством 7906 тренеров-преподавателей (из них 5633 штатных) обучаются более 159 тыс. юных спортсменов (в 2015 году – 176,2 тыс.). Уменьшение численности обучающихся связано с оптимизацией спортивных школ системы профсоюзов, увеличением численности учащихся в учреждениях общего среднего образования и уменьшением их количества по основной группе здоровья.

В рамках республиканского календарного плана проведения спортивно-массовых мероприятий на 2019 год проведено 149 мероприятий с участием более 122,8 тыс. человек, в том числе для детей и подростков – 68 мероприятий с участием 8,1 тыс. человек.

Наиболее массовыми и значимыми из них стали:

физкультурно-спортивный праздник ”Минская лыжня“ в рамках ежегодного республиканского зимнего спортивного праздника ”Белорусская лыжня“;

республиканские легкоатлетические соревнования ”Забег настоящих мужчин“;

республиканский легкоатлетический ”Женский забег“;

международные легкоатлетические соревнования ”Экологический марафон“;

международный легкоатлетический пробег ”Брагинская десятка“, посвященный памяти жертв чернобыльской катастрофы (в программе Олимпийского дня бега);

международный Минский велокарнавал ”VIVA Ровар 2019“;

республиканские соревнования среди детей и подростков по хоккею ”Золотая шайба“ на призы Президента Республики Беларусь;

республиканские соревнования среди детей и подростков по биатлону ”Снежный снайпер“ на призы Президентского спортивного клуба;

республиканский  фестиваль ”Мама, папа, я – здоровая семья“;

II национальный этап Всемирных детских игр победителей в Республике Беларусь для детей, перенесших онкологические заболевания;

республиканский турнир по шахматам ”Белая ладья“ среди команд учреждений общего среднего образования;

соревнования по зимнему и летнему многоборью ”Защитник Отечества“ среди юношей допризывного и призывного возраста;

республиканская спартакиада по программе летнего и зимнего многоборья ”Здоровье“ среди учащихся учреждений общего среднего образования в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;

международный Минский полумарафон и другие.

В областях и г.Минске в 2019 году проведено более 18,7 тыс. районных, городских спортивно-массовых мероприятий с участием 1,6 млн. человек, в том числе для детей и подростков – 6,5 тыс. с участием более 830 тыс. человек, 757 туристских мероприятий с участием 86,5 тыс. человек, 1,5 тыс. областных и минских городских соревнований с участием 128,6 тыс. человек.

Несмотря на достигнутые успехи в сфере подготовки спортивного резерва остаются отдельные нерешенные проблемы:

местные исполнительные и распорядительные органы уделяют недостаточно внимания вопросам информационного сопровождения услуг, предоставляемых физкультурно-спортивными объектами, а также вопросам содержания физкультурно-спортивных сооружений на дворовых территориях;

уровень материально-технической базы организаций физической культуры и спорта  в большинстве районных центров не соответствует современным требованиям.

В целях развития системы подготовки спортивного резерва необходимо совершенствование:

динамики развития структур клубов для включения в основной и молодежный составы команд представителей детско-юношеских спортивных школ для участия в национальных чемпионатах;

спортивной инфраструктуры в сфере физической культуры и спорта;

процесса формирования клубов (команд) по игровым видам спорта на базе системы реабилитации лиц с ограниченными возможностями и их адаптации к полноценной жизни средствами физической культуры и спорта, подготовки и переподготовки специалистов для работы с данной категорией граждан;

практики внедрения в систему подготовки спортивного резерва результатов научных исследований в области спорта высших достижений;

концепций развития видов спорта на долгосрочную перспективу.

В число факторов, сдерживающих развитие детско-юношеского спорта и подготовку спортивного резерва, входят в том числе:

низкая конкуренция на национальном уровне в отдельных видах спорта;

отставание от ведущих спортивных держав в развитии и внедрении инновационных спортивных технологий;

отсутствие соревновательной практики на республиканском уровне у детей младшего школьного возраста;

отсутствие международной соревновательной практики у детей среднего и старшего школьного возраста.

Основные направления развития в 2021 – 2025 годах сферы подготовки спортивного резерва, физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы определены в подпрограмме 2.

Заказчиками подпрограммы 2 являются Минспорт, Министерство образования, Министерство обороны, облисполкомы, Минский горисполком, БФСО ”Динамо“ и ДОСААФ.

Выполнение задач подпрограммы 2 будет осуществляться по целевым показателям согласно приложению 1.

Решение предусмотренных подпрограммой 2 задач будет осуществляться путем выполнения комплекса мероприятий согласно приложению 2, мероприятий по разработке научных методов и внедрению результатов научных исследований и разработок в практику спортивной подготовки согласно приложению 4.

Принятые меры в рамках реализации подпрограммы 2 позволят:

выявить перспективных спортсменов-учащихся;

улучшить подготовку резерва для последующей передачи в высшее звено;

активизировать работу по формированию инфраструктуры активного отдыха;

внедрить новые формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением.

поделиться в:

Интернет-ресурсы: